С 5 – 7 ноября 2013 года в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» проходил Первый нижегородский форум Проектно-сетевого института инновационного образования
С.В.Наумов, министр образования Нижегородской области, д.п.н., председатель Управляющего совета ПСИИО, Н. Ю. Бармин, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», к.э.н., зам. председателя Управляющего совета ПСИИО, Г. А. Игнатьева, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, д.п.н., научный руководитель ПСИИО представили философско-методологические и организационные основания построения инновационных антропопрактик в образовательном пространстве региона. В полилоге была представлена палитра взглядов на инновационные процессы в образовании с точки зрения образовательной политики и управления образованием, философии образования, психологии развития и дидактической инноватики.
Участники познакомились с историей зарождения и развития инновационного движения в региональном образовательном пространстве, участвовали в обсуждении достижений инновационных педагогических систем, экспертизе их социальной эффективности, увидели разные идеи образовательных антропопрактик, которые представили образовательные учреждения Нижегородской области: гуманитарных, социально-экономических, организационно-управленческих, проектно-технологических, этно-экологических.
Нашу образовательную организацию на форуме представляли Ревина Ирина Валентиновна, зам. директора по УВР и Галанина Надежда Алексеевна, зам. директора по ВР. В рамках работы форума было сделано сообщение о деятельности школы как стажерской площадки ФИП, инновационная идея школы была представлена на стендовом докладе.
Событие ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» 23 апреля 2013 - 24 апреля 2013
|
Региональный сравнительный семинар был посвящен диалогу о доступной инфраструктуре для инновационного развития образования, которые разворачивались вокруг двух ключевых вопросов:
Вопрос 1. «Как интегрировать образовательные антропопрактики в образовательный процесс массового образования?»
Поиск ответа на данный вопрос осуществлялся в форме блиц-игры «Экспертиза проектов». Результатом блиц-игры стала защита инновационных проектов образовательных учреждений в рамках четырех типов образовательных антропопрактик:
1. Гуманитарная антропопрактика;
2. Проектно-технологическая антропопрактика;
3. Социально-экономическая антропопрактика;
4. Организационно-управленческая антропопрактика.
Вопрос 2. «Размышления о разговорах и действиях в сфере инноваций: Как увлечь педагога образом «нового педагогического профессионализма»? или Что продвигаем в практике инновационного образования? Увлечение содержательно-деятельностным аспектом или погоня за показателями эффективного контракта?»
Для поиска ответов на поставленные вопросы был организован круглый стол с использованием Интернет-ресурсов, во время работы которого обозначенная проблематика обсуждалась с точки зрения четырех экспертных позиций: родительская общественность, ученическая общественность, социальные партнеры ОУ, научные эксперты.
В результате работы сравнительного семинара участниками ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» была принята «конвенция» относительно единых концептуально-теоретических оснований построения образовательных антропопрактик в конкретных образовательных учреждениях.
Событие ФИП "Проектирование и сценирование учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования" |
22 апреля 2013 года на базе стажерской площадке ФИП МБОУ СОШ №5 г. Лысково состоялся семинар участников поволжского проектно-сетевого узла на тему: «Проектирование и сценирование учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования» в рамках события Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования". Участники семинара: педагоги Лысковского, Княгининского, Воротынского, Пильнинского районов.
В формате семинара был продемонстрирован опыт работы педагогов школы по проектированию учебной деятельности в системе УМК "Гармония". Учителя школы показали открытые уроки в рамках системно-деятельностного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства и навыки самоанализа урока как части учебного занятия.
В результате последующего обсуждения состоялся конструктивный диалог участников проектно-сетевого узла ФИП, позволивший выйти на методологическую рефлексию практического аспекта События.
Событие ФИП "Проектирование образовательной программы ОУ" |
22 января 2013 года на базе стажерской площадке ФИП МБОУ СОШ №5 г. Лысково состоялся семинар участников поволжского проектно-сетевого узла на тему: "Проектирование образовательной программы"
Заместитель директора школы по УВР И.В. Ревина, руководитель ШМО учителей начальной школы Н.В. Лисина, учитель начальных классов А.А. Гурьянова представили опыт работы учителей начальной школы по формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов в учебной и внеучебной деятельности при реализации ФГОС НОО.
Педагоги обсудили требование стандарта к результату образования – формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, готовности к активной учебно-познавательной деятельности, сформулировали необходимость проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования.
Открытые учебные занятия,проведённые учителями начальных классов Гурьяновой А.А., Афёровой Л.А., Лисиной Н.В. демонстрировали различные методические подходы к решению задачи, вынесенной в тему семинара.
14 декабря 2012 года на базе стажерской площадке ФИП МБОУ СОШ №5 г. Лысково состоялся семинар участников поволжского проектно-сетевого узла на тему: «Педагогический менеджмент при организации оценочной деятельности учащихся». В работе семинара приняли участие директора образовательных учреждений города Княгинино и доцент кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, кандидат педагогических наук Крайникова Маргарита Николаевна.
В программе семинара были запланированы мероприятия, знакомящие гостей с опытом работы школы по заявленной теме, организована тематическая обзорная экскурсия по школе.
Директор школы Г.И. Турлаев выступил с докладом по теме «Управленческая деятельность руководителя ОУ по организационно-методическому сопровождению и реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Заместитель директора по УВР И.В. Ревина познакомила присутствующих с педагогическими кадрами, с опытом инновационной и экспериментальной работы школы .
Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Н.В. Лисина выступила с сообщением «Роль педагога в разработке основной образовательной программы школы».
А.Ю. Вострякова, руководитель районного методическогго объединения начальных классов рассказала о формировании системы оценочной деятельности в начальной школе. Был представлен опыт организации работы учителей начальной школы этапах становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
|
Курсовая подготовка "Проектирование и сценирование новых форм учебных занятий" |
|
С 18 - 20 февраля 2013 года на базе образовательного учреждения, как стажёрской площаке для школ поволжского проектно-сетевого узла - участников Федеральной инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Проектно- сетевой институт инновационного образования» прошли лекционно - семинарские занятия в рамках курсовой подготовки на тему «Проектирование и сценирование новых форм учебных занятий, ориентированных на формирование и развитие УУД». Занятия провела сотрудник кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, доцент педагогических наук Крайникова М.Н. В рамках события в деятельностном режиме обсуждены важные проблемы по проектированию учебного занятия с позиции деятельностного подхода.
|
Маршрутизация инновационной привлекательности нижегородских школ |
|
Маршрутизация инновационной привлекательности нижегородских школ, участников Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» представляет собой процесс сбора экспертной информации в пространстве «событийных встреч» с целью создания «дорожной карты» инновационной привлекательности. Маршрутизация инновационной привлекательности предлагается авторами-разработчиками идеи Проектно-сетевого института инновационного образования в качестве нового метода, позволяющего выявлять специфику инноваций в образовательных учреждениях, оценивать их масштаб и инновационный потенциал, осуществить отбор типологических признаков инновационной привлекательности и построить типологию инновационных практик в региональной системе образования.
Инновационная привлекательность образовательного учреждения является комплексным показателем, характеризующим целесообразность и вероятность реализации инновационного предложения в рамках Федеральной инновационной площадки и включающим:
1) готовность образовательного учреждения к инновационной деятельности;
2) сформированность позитивного имиджа образовательного учреждения в региональной системе образования, в том числе:
сформированность проектной команды;
сформированность материально-технической базы для реализации проекта;
сформированность механизмов взаимодействия ОУ с партнерами проекта;
сформированность требуемого для реализации проекта информационного банка данных;
сформированность внешних информационных каналов, транслирующих содержание проекта (интернет, СМИ, ТВ, открытые мероприятия и т.д.);
3) участие в имиджевых мероприятиях (конференции, конкурсы, форумы и др.);
4) востребованность ожидаемого инновационного продукта по реализации проекта на рынке образовательных услуг в региональной системе образования;
5) наличие потенциального инвестора для реализации проекта;
6) внешние признаки инновационной привлекательности (упаковка инновационного продукта), а именно: наличие логотипа, девиза, социальной рекламы инновационного предложения и др.
Инновационная привлекательность образовательного учреждения дает возможность вызвать интерес к инновационному предложению со стороны различных субъектов региональной системы образования, а также возможных инвесторов с целью привлечения различного рода ресурсов для повышения качества образовательного процесса школы.
«Дорожная карта» инновационной привлекательности выполняет ряд ключевых функций: во-первых, она является средством фиксации инновационной привлекательности образовательного учреждения; во-вторых выступает в качестве системотеки инновационных идей и способов их реализации; и в третьих, представляет собой дидактическое средство проектирования маршрутов инновационного движения в региональной системе образования. Кроме того, «Дорожная карта» дает наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий.
|
Инициативно-проектный марафон Проектно-сетевого института инновационного образования
|
|
С 7 по 22 июня в рамках деятельности Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевого института инновационного образования" (ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования») состоялся «Инициативно-проектный марафон», в котором приняли участие 27 образовательных учреждений-соисполнителей проекта.
Инициативно-проектный марафон представляет собой региональную дискуссионную площадку, форму организации экспонирования, экспертизы и обсуждения инновационных проектных инициатив от определения дискуссионной рамки и презентации концептуальных идей к рефлексивно-экспертной дискуссии.
Решение о проведении инициативно-проектного марафона было принято на конференции «StartUp Проектно-сетевого института инновационного образования», состоявшейся 24 мая 2012 года.
Основной идеей инициативно-проектного марафона стала организация процессов позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности, связанных с построением смыслового контекста научно-профессионального партнерства организаций-соисполнителей сетевого проекта.
Содержательные аспекты «проблемного поля» данного «события» были сформулированы в виде следующих вопросов:
- в рамках какого приоритетного направления деятельности ФИП представлен инновационный проект?
- на решение какой проблемы построения практики инновационного образования направлено инновационное предложение образовательного учреждения?
- в чем принципиальная новизна предложенного способа решения проблемы?
- какой результат (продукт) предполагается получить на выходе?
Дискуссионное обсуждение позволило четко очертить зоны ответственности образовательных учреждений Нижегородской области в реализации приоритетных направлений инновационной деятельности Федеральных инновационных площадок, определенных Министерством образования и науки РФ.
Проектные инициативы образовательных учреждений, обсуждаемые в рамках Марафона, были сгруппированы следующим образом:
1. Новое содержание образования и формы его освоения.
1.1. Разработка технологии индивидуализации образования на этапе основной и старшей ступени и его тьюторского сопровождения.
1.2. Разработка нормативных документов, регламентирующих обучение по индивидуальным образовательным программам организации профессиональных проб лицеиста.
1.3. Разработка типологии новых форм учебных занятий как образовательных антропопрактик
1.4. Разработка системно-дидактического комплекса проектирования и сценирования новых форм учебных занятий в рамках ФГОС общего образования
2. Разработка моделей управления образованием.
2.1. Разработка матричной модели управления лицеем как образовательной организацией
2.2. Разработка кластерной модели управления образовательным процессом, ориентированного на подготовку научно-инженерных кадров нового поколения.
2.3. Разработка модели взаимодействующего типа управления на основе принципов саморегулирования и социального партнерства.
3. Развитие сети образовательных учреждений.
3.1. Разработка технологии клубных форм работы и сетевого взаимодействия учреждений для организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы.
4. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей
4.1. Разработка моделей развивающего лицейского образования для одаренных и талантливых детей.
5. Воспитание и здоровьесбережение в образовании.
5.1. Проектирование внеурочных форм организации учебной деятельности в образовательный процесс сельской школы.
5.2. Разработка моделей и методик социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка.
6. Информационные технологии в образовании.
6.1. Разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации обучения.
6.2. Создание корпоративного портала школьной эпистемотеки как уникальной модели обучения в ИКТ-насыщенной информационной среде.
6.3. Разработка форм и методов проектно - ориентированного обучения в условиях электронной среды класса и школы.
7. Новые модели и механизмы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере образования.
7.1. Разработка и апробация возрастно-сообразной модели образовательной деятельности педагогов на всех ступенях школьного образования.
7.2. Разработка программы подготовки тьюторов и консультантов для организации системы оценки результатов образовательной деятельности обучающихся на всех ступенях школьного образования.
7.3. Разработка индивидуализированных моделей профессионального развития педагогов.
7.4. Разработка модели стажировочной площадки как «института» постоянного повышения квалификации педагогов и управленческих кадров.
В пространстве со-бытийной Встречи субъектов инновационной деятельности были организованы региональные экспозиционные площадки по обозначенным направлениям, на которых проходили мастер-классы и педагогические студии, презентирующие образцы обсуждаемых инновационных практик. Особый интерес вызвали экспозиционные площадки, на которых свои проектные инициативы представляли учащиеся образовательных учреждений – соисполнителей ФИП.
24 мая 2012 года в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» состоялась региональная конференция, на которой обсуждались вопросы организации деятельности федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
Работу конференции возглавил заместитель председателя Управляющего Совета Проектно-сетевого института инновационного образования, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Николай Юрьевич Бармин. В своем докладе выступающий обозначил организационно-правовую форму деятельности Проектно-сетевого института инновационного образования как некоммерческую организацию, подчеркнув особую роль образовательных учреждений как системообразующего узла проектно-сетевого взаимодействия. Главным показателем эффективности деятельности Проектно-сетевого института инновационного образования должны стать подлинно инновационные продукты, ориентированные на построение принципиально новой образовательной практики. По окончании выступления ректором были торжественно вручены руководителям образовательных учреждений – лидеров инновационного движения в региональной системе образования - сертификаты, удостоверяющие вхождение в состав участников Проектно-сетевого института инновационного образования.
Участников конференции в День славянской письменности и культуры приветствовал Слободчиков В.И., профессор, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, г. Москва.
Научный руководитель проекта Игнатьева Г.А., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО в своем выступлении обратила внимание на механизм развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, указала на роль и место Проектно-сетевого института инновационного образования и обозначила организационно-содержательную «линию жизни» федеральной инновационной площадки.
В работе конференции приняли участие линейные руководители метапроектов Проектно-сетевого института инновационного образования: Л.А. Шевцова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой информационных технологий; О.С. Гладышева доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании; С.А. Фадеева, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования; Н.А. Шобонов, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и практики управления.
Общественную значимость создания Проектно-сетевого института подчеркнул в своем выступлении депутат городской думы г. Нижнего Новгорода И.М. Богданов.
Участники федеральной инновационной площадки получили пакет документов по организации их деятельности, в том числе дорожную карту реализации инновационных предложений образовательных учреждений на 2012 – 2013 гг.