| ||||||
|
| |||||
Экологический эрудицион 2013
Интеллектуальная игра для учашихся 7-8 классов
Организатор: Семенова Т.А.
Итоги: 1 место- сборная 7 и 8 "а" 2 место- сборная 7 и 8 "в" 3 место- сборная 7 и 8 "б"
Эпиграф: «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…» А. Платонов
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных, - пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой. Задачи: - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека; - подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле; - развивать экологическое мышление; - способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе. Художественное оформление: эмблема мероприятия, лозунги, плакаты , афоризмы, пословицы экологического содержания. Музыкальное оформление: песни о природе, мелодии для релаксации. Методы и приемы: - самостоятельная учащихся в группах; - игровые моменты; - конкурсы. Участвуют две команды по 6-8 человек. Ведущий: Казалось бы, какой сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь. 29 декабря 1993 г. вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде . С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия. Основная цель конвенции - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом , экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое – значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия. Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций. Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру. Начнем с конкурса «Давайте познакомимся». Конкурс 1 «Давайте познакомимся». Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику мероприятия).
Вопросы для 1 команды: Вопросы для 2 команды:
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда – представителей фауны. Варианты ответов: ФЛОРА ФАУНА А – акация аист Б – береза беркут В – василек варан Г – горицвет горилла Д – дуб дикообраз Е – ель енот Ж – жасмин жираф З – земляника зебра И – ива иволга К – клен кит Л – липа лось М – малина морж Н – незабудка носорог О – ольха ондатра П – полынь павлин Р – ромашка рысь С – сосна сыч Т – тополь тушканчик У – улотрикс удав Ф – фиалка фазан Х – хвощ хорек Ц – цикорий цапля Ч – чистотел чайка Ш – шиповник шакал Щ – щавель щука Э – элодея эму Ю – юка юрок Я – ягель ягуар
1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора. 2 команда: Три свиристеле еле-еле свистели у ели.
Что? - О каком дереве идет речь? Стоит дерево, цветом зелено, В этом дереве четыре угодья: Первое – мир освещать, Другое – крик утешать, Третье – больных исцелять, А четвертое – чистоту соблюдать. - Объясните, что означают эти угодья. (Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане). - О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении Что в ночь Иванову, раз в год, Он может цвесть. Кто знает слово Лишь тот цветок его найдет? - Может ли цвести папоротник? Почему? (Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение). Где? Когда? 1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова, т. к. птицы - теплокровные животные) 2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)
Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой. Пингвины – жители пустыни, Ужата очень любят дыни, Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают по трясине, Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине, Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха, Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада… Переставьте все как надо! Правильное: Пингвины – плавают на льдине, Ужата ползают в трясине, Шоферы знают толк в машине, Ребята очень любят дыни, Верблюды - жители пустыни, Медведи знают толк в малине, Неспешно ходит черепаха, Могучий лев не знает страха, Колючий еж в траве таится, За ним охотится лисица.
На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана - не видя изображения, угадать животное.
С «М» - не имеет рукавов, С «Л» - гонит лаем лис, волков, С «Ч» - быстрокрылый рыболов. (Гайка, майка, лайка, чайка) С «К» - создатель молока, С «Л» - с виноградовых кустов, С «П» - обойдемся мы без слов. (Роза, коза, лоза, поза) И зверя сделайте вы из него. Местами поменяйте Буквы так, Чтоб с мест не сдвинуть «О» И мягкий знак. (Соль – лось) Хвои смолистой в нем запах стоит. Вертится быстро от тока второй, Сверлит дантист им вам зубик больной. (Бор) Две ноты, «Н» и мягкий знак. Все – куст, его ты без труда Найдешь по запаху в садах. (Си + Ре + Н + Ь = сирень) Можно скрыться в летний зной. Если «К» сочтете лишним, Смысл получите иной. Стану белым и пушистым, Волокнистым, шелковистым, Полотенце, простыня Могут выйти из меня. (Клен – лен)
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы: 1) Использование ядохимикатов. 2) Приобретение белянкового наездника. 3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты. Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте. Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника. Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение. Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы. 1 команда: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж. Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж. 2 команда: пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб. Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед. Конкурс 11 «Литературная гостиная» Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.
- Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму. 1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых. (Ива + си = иваси) 2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник = австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру) зубатый кит. (Каша + лот = кашалот) (Миг + рация = миграция) (Ока + Пи = окапи)
Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов. 1 команда: следы бурого медведя, лося, волка, белки, зайца. 2 команда: следы человека, лисицы, барсука, кабана, ежа.
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки? (Зеркало) Конкурс 15 «Ретро-шлягер» - Напойте популярные когда-то песни, предварительно вставив пропущенные в песенных текстах природные объекты. Там, где всегда мороз, Трутся спиной … (медведи) О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря, Трутся об ось … (медведи) Вертится Земля. Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, Вертится быстрей Земля. («Песенка о медведях», сл. Л. Дербенева) Ягода… (малина) летом в гости звала. Как сверкали эти искры на рассвете; Ах, какою сладкой … (малина) была. («Ягода – малина», сл. М. Пляцковского) И до весны все дремлет тут, Только … (елки) в треугольных платьях, Только … (елки) в треугольных платьях, Мне навстречу все бегут, бегут, бегут! И уносят меня, и уносят меня В звенящую светлую даль Три белых … (коня), Эх, три белых … (коня) – Декабрь, и январь, и февраль! («Три белых коня», сл. Л. Дербенева) 1. Жил да был черный… (кот) за углом, И … (кота) ненавидел весь дом, Только песня совсем не о том, Как не ладили люди с … (котом). Говорят, не повезет, если черный (кот) дорогу перейдет, А пока, наоборот, только черному (коту) и не везет. («Черный кот», сл. М. Танича) 2. В Антарктиде льдины Землю скрыли, Льдины в Антарктиде замела пурга. Здесь одни … (пингвины) Прежде жили, Ревниво охраняя свои снега. («Пингвины», сл. А. Горохова) 3.От улыбки станет всем теплей – И … ( слону), и даже маленькой … (улитке), Так пускай повсюду на Земле, Будто лампочки , включаются улыбки. И тогда, наверняка, Вдруг запляшут облака, И … (кузнечик) запиликает на скрипке. С голубого ручейка Начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. («Улыбка», сл. М. Пляцковского)
Подведение итогов игры, награждение победителей. И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки: Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же – живая! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте –ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |