Методическая работа педагогов школы №5

Школьное методическое объединение учителей 

естественноматематического  цикла

 

игра " Мы знакомы с чудесами делать их умеем сами"

Отчет о проведении игры по химии

 

Интеллектуальная игра « Мы знакомы с чудесами делать их умеем сами»

Участники: команда 9а кл. – «электрон»;  9б кл.-«химики»;  9в кл.- «изотопы»

Болельщики –уч. девятых классов

Организатор- Вакурова Е.М.

Протокол игры:

Название команды

9а кл. – «электрон»

9б кл.-«химики»

9в кл.- «изотопы»

Разминка

2

6

0

1 конкурс

9

7

5

2 лабиринт

6

6

5

3 кроссворд

1

2

2

4 конкурс капитанов

3

5

0

5 ребусы

10

10

7

6 анограммы

3

3

3

7 экспериментальный

2

1

1

8 найди код

2

2

1

Итого:

32 б.  место II

37 б.  место I

24 б.  местоIII

сценарий

 

Цель: закрепить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии, привить им практические навыки в изготовлении наглядных пособий, в разработке и осуществлении опытов.

Оформление зала: плакаты:

«распростирает химия руки свои в дела человеческие...»

М. Ломоносов.

«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых».

С. Щипачев. « Читая Менделеева».

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 8 – 10 классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные « чудеса» и раскроют секрет каждого « чуда». 9 – 10 классы – вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут. Ваша роль, гости из 8 класса, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно да интересно – это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился, трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, а вы на него ответите. А теперь приступаем к чудесам.

1 ученик: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2 ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3 ученик: Ой, а я люблю с сиропом, только, чтоб чуть-чуть, немного.

4 ученик: Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного.

Выходит 5 ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

5 ученик: Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы ! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5 ученик наливает каждому то, что он просил.

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5 ученик: Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1-4 ученики: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

5 ученик: Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
У меня в стакане сода.
Вместе с ней метилоранж.
В моем – бария хлорид.
О чем это говорит? Угадай, 9 класс, мы надеемся на вас! Не составит вам труда, понять, что в колбе…

9 класс: Кислота!

5 ученик: Знаете, наверное, вы ее название?

9 класс: Серная!

Уходят. Выходит 6 ученик.

В чудесах химических я уже остер,
без огня, без спичек разведу костер.

Демонстрация: «Огоньки в жидкости», «Фейерверк на столе», вспышки.

Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
зажигательную смесь.
Мы знакомы с чудесами,
делать их умеем сами.

Уходит, появляется 7 ученик.

7 ученик: У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы, 9 класс, внимание!

Проделывает опыт с фенолфталеином.

7 ученик: Не страшны кислоты мне, даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?

9 класс: Фенолфталеин.

Опыт с метилоранжем.

В щелочах я очень желтый,
а в кислотах очень красный.
И в среде нейтральной –
цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
как зовусь я ?

9 класс: Метилоранжевый.

Опыт с бумажкой универсального индикатора.

7 ученик: Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь,
покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания,
как зовем ее?

9 класс: Универсальная.

Выходит 8 ученик.

8 ученик: Мы знакомы с чудесами,
делать их умеем сами.
9 класс, внимание,
будет вам задание.
На обычную дощечку
наливается вода
и стаканчик с талым снегом
тоже ставится туда.

Насыпаю в стакан соль,
а ты, дружок, мешать изволь.
Я считаю до 5,
а ты все палочкой крути.

Примерз стакан химический,
процесс…

9 класс: Эндотермический.

Демонстрация: « Примерзание стакана».

Уходят 8 и 1. Выходит 9 ученик.

Все вода, снег да раствор, надоевший разговор… У меня другие планы: разожгу на сетке пламя.

Демонстрация: « Горящий снег».

Я еще не то умею, …
а сейчас полезут змеи.
Страшные, кусачие,
от страха не заплачете?
Не боитесь?
Ну ,смотрите!
Не все сразу. Подождите.
Чтобы змеек посмотреть,
надо хорошо прогреть,
а пока я их бужу,
про другое расскажу
( « Дымовидные змеи»).

Демонстрация: « Змеи из таблеток», « Дымовидные змеи».

Уходит. Появляются 2 и 10 ученики.

Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.

Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.

Приглашает к-л из 8 класса.

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто.

Демонстрация: « Моментальная цветная фотография».

Ведущий: Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. В чем дело?

11 ученик: Демонстрирует и объясняет: « Зеленые чернила», « Желтые чернила», « Черные чернила».

2 и 10 ученики: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

Уходят. Появляются 3 и 4 ученики.

Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают восьмиклассника.

Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод.

Один момент!

3 ученик: «Йодом» смочим мы обильно,
чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
нож подайте, ассистент!

Демонстрация: «Нанесение раны и ее исцеление».

4 ученик: Посмотрите, прямо струйкой
кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
от разреза ни следа!

Сказку вспомнить бы слегка,
про конька, про горбунка.
Там жар-птицыно перо
Ване счастье принесло.
Пришло время подивиться,
как горит перо жар-птицы.

Демонстрация: « Зеленый огонь»; зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворенные соли натрия, калия, меди, стронция и т.д. Потом закрывает чашки плотным листом картона.

Отвечай, 9 класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен…

9 класс: Кислород!

Уходит. Появляется 11 ученик.

А сейчас, друзья, для вас
по истории рассказ.
Ночью или утром рано спали горожане,
вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и под пеплом погиб город славный.
Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

Демонстрация: « Вулкан».

Вы запомните, ребята, это извержение. Тип реакции, какой?

8 класс: Разложения!

Выходят все участники.

Наше время истекло. Но мы вам показали не все, что умеем делать.
Мы еще умеем говорить на химическом языке.
Получать водород и кислород.
Одевать «людей» в свинцовые шубы.
Получать каучук из фикуса.
Вызвать «огненный дождь».
Получить «золотой нож».
В «двух спокойных жидкостях вызвать бурю» и еще многое другое.

Этому и вы научитесь.

Учитель: Люди сами творят чудеса. Они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней! И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Химия нас кормит, одевает, обувает, превращает нефть в каучук, бензин; газ – в ткань, уголь – в духи и красители. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходят множество химических реакций.

Спасибо тем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера. Спасибо, вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши чудеса.

Вы видите, что ничего таинственного, сверхъестественного во всем, что было представлено на вечере, нет, химия дает возможность понять и объяснить все явления. Чтобы проникнуть в тайны явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.

Так вот, сейчас у меня тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас. Что мне каждый скажет? Я…

8 класс: Приду!

Учитель:. Так приходите. Я вас жду!

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»