Методическая работа педагогов школы №5

Школьное методическое объединение учителей 

естественноматематического  цикла

 

"Веселый математический поезд"

Отчёт о проведении игры по математике в 5-ых классах

 

1.Внеклассное мероприятие по математике в 5-х классах "Веселый математический поезд"

 

2.Организаторы: Емелина Л.А. и Самарина М.Н.

 

3.Дата проведения: 03.02.2014

 

4.Классы: 5а и 5б

 

5.Участники:

 

     Абрамова Татьяна (5а)

     Болобин Алексей (5а)

     Додонов Алексей (5а)

     Мартынова Елена (5а)

     Нафидулина Катя (5а)

     Маслова Ксения (5а)

     Серова Катя (5а)

     Софонов Дима (5а)

     Шарова Карина (5а)

     Фролов Дима (5а)

 

Григорян Андрей (5б)

Калишанина Маша (5б)

Комиссарова Наташа (5б)

Кривовичев Никита (5б)

Лукина Марина (5б)

Самойлова Настя (5б)

Сурьянинова Катя (5б)

Харитонова Катя (5б)

 

6.Болельщики: 17(5а) +17(5б)

 

6.Результаты:  

 

 

Маршрутный лист 5б класса

Команда: «Дети науки»

 

№ станции

Название станции

Отметка контролера

Бонус

 

Касса

 

7

 

1

"Эрудит"

 

7

 

2

"Веселые нотки"

 

5

 

3

"Угадай - ка"

5

 

4

"Внимательная"

 

10

1

5

"Светофор"

(конкурс капитанов)

2

 

6

"Рыболовная"

6

 

7

"Поздравительная"

 

43

Первое место

 

 

 

 

 

Маршрутный лист 5а класса

Команда: «Дробики»

№ станции

Название станции

Отметка контролера

Бонус

 

Касса

 

7

 

1

"Эрудит"

 

8

1

2

"Веселые нотки"

 

5

1

3

"Угадай - ка"

6

 

4

"Внимательная"

 

8

 

5

"Светофор"

(конкурс капитанов)

1

 

6

"Рыболовная"

6

 

7

"Поздравительная"

 

43

Первое место

  

Приложение

Емелина Л.А.

2013-2014год

 

Внеклассное мероприятие по математике в 5-х классах "Веселый математический поезд"

 

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.

Касса

{Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках (один от каждой команды). Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный и плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.

Маршрутный лист делается следующим образом. На 1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой лист и указывают порядок прохождения станций (для каждой команды он различный). По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.}

Вопросы:

1.   На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)

2.   Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)

3.   По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)

4.   Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)

5.   Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)

6.   Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)

7.   Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)

8.   Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)

{Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда в каком едет вагоне}

Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.

{По сигналу команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит начальник станции - старшеклассник. Сигналы подает ведущий (можно использовать запись гудка поезда).}

 

1 станция "Эрудит"

Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.

Кроссворд

По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)

2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)

3. Число, на которое делят. (Делитель)

4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)

По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник)  

6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)

7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток)

8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)

 

 

 

 

2 станция "Веселые нотки"

На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.

Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).

3 станция "Угадай - ка"

Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.

 

 

Словесные ребусы:

1. (Точка)

2.  (Минус)

3. (Сумма)

 

 

Числовые ребусы:

 

 

4 станция "Внимательная"

На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

 

Задачи:

1. В автобусе ехали 25 человек. 
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - 
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)

3. Летняя задача. 
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели, 
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

4. На рынке. 
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?(10)

5. Задача о глупом Кондрате. 
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград. 
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]

 

5 станция "Светофор"

Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка.

Задачи:

1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков)

2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков)

3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка)

4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка)

5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.

(2 очка - за каждую исправленную ошибку)

6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)

6 станция "Рыболовная"

На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка.

Задачи:

1.   На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)

2.   За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте  

1 задание

 (СО ЗРИТЕЛЯМИ)

На каждом уроке вы выполняете различные математические действия с числами. Сколько арифметических действий вы знаете? Сколько цифр используют для записи натуральных чисел? А какое самое маленькое натуральное число?

Послушайте несколько интересных историй про знакомые вам цифры и знаки действий.

 

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков!

 

ПЛЮС

 

Символ “+” образовался от латинского слова “et” (союз и). При скорописи букву “е” опускали. Оставшаяся буква “t” со временем превратилась в знак “+”.

 

СЛОЖЕНИЕ

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложение.

МИНУС

Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Свою лишь роль я выполняю.

 

ВЫЧИТАНИЕ

Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять:
У Иришки – орешки,
У Аришки – матрешку,
У Андрюшки – новый мяч,
Во дворе и вой, и плач.
Получается ответ:
Игрушки есть – подружек нет!

 

НУЛЬ

Когда-то многие считали, 
Что нуль не значит ничего, 
И, как ни странно, получали,
Что он совсем не есть число.


Все ж о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь 
Опять то самое число.


Попав, как множитель, средь чисел,
Он мигом сводит все на нет,
И потому в произведении 
Один за все несет ответ.

 

А относительно деления
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено!

 

 

ЛОГОГРИФЫ

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1.   Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь, 
Зная как , и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

 

2.   Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я” 
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

 

 

3.   Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

 

4.   Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).

 

 

5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” – 
Будет круглое число. (Сурок – сорок).

6. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (Пар+та=парта).

 

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

 

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).

 

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

 

Кто из зрителей составил самое длинное слово из букв слова “треугольник”?

 

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

 

Послушайте сказку “Хитрая лиса”.

Повстречался медведь с лисой.
– Ты куда, сестрица? – спрашивает медведь.
– Домой спешу, – отвечает лиса. – Мне заяц 2 морковки дал, похлебку варить буду.
– И я домой иду, – говорит медведь, – мне заяц тоже морковки дал, 4 штуки, я тоже похлебку сварю.
Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя морковки больше, чем у нее, и говорит:
– Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.
Медведь согласился. Развели они костер и сварили похлебку. Только собрались есть, прилетел журавль.
– Здравствуйте, – говорит журавль. – Да вы тут похлебку варите! Не угостите ли меня?
– Ишь ты, какой хитрый, – отвечает лиса. — Что ты нам за это дашь?
– Рыбешек, – говорит журавль.
Звери согласились. Сели все в кружок, поделили похлебку всем поровну и пообедали. Журавль положил на землю 6 рыбешек и улетел.
Лиса говорит медведю:
– Тебе 3 рыбешки и мне 3 рыбешки – поровну и поделим.
– Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки было, значит тебе 2 рыбки, а мне 4.

Кто из них прав? Как бы ты поделил рыбу?

 

(Т.к. морковки было 6 штук, то журавль съел 2 мишкины морковки, значит, ему он должен отдать все 6 рыбешек).

 

 

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

 

Все вы помните сказку о попе и его работнике Балде. С хозяйством попа справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живет Балда в поповом доме, 
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба он экономил ежедневно.

 

(Осталось работников:
Балда+3 чел.=4 чел.
Съедают 4+3=7 кар.
Экономия 10-7=3 каравая).

 

 (СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Послушайте сказочную историю.

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

 

 

 (СО ЗРИТЕЛЯМИ)

ИГРА “УГАДАЙ-КА”

Смысл игры в том, что ведущий знает конечный результат в примере.

Напиши число любое
На него я погляжу,
А затем клочок бумаги
При тебе в конверт вложу.
Под своим числом любое
Напиши число опять,
И еще число позволю
Сам себе я написать.
Проведем черту и сложим
Наших чисел стройный ряд.
Нет ошибки? Осторожней…
Все в порядке? Очень рад.
Сумма – я прошу, проверьте – 
У меня давно в конверте.
В чем тут фокус? В чем секрет?
Сообщи мне свой ответ!

(Ведущий столько же записывает чисел, сколько игрок, но только цифры в числе подбирает так, чтобы в сумме с цифрами игрока получалось 9. Например, игрок записывает в столбик 2 четырехзначных числа – 3207 и 7531. Первое число ведущего должно быть 6792, а второе – 2468, т.к. 3+6=9; 2+7=9; 0+9=9; 7+2=9, аналогично со вторым числом. Если два числа четырехзначных писал игрок, то ответ равен 19998, три числа – 29997, четыре числа – 39996 и т.д.).

 

“ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!”

Какая команда назовет больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа ?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»