ПЛАН-КОНСПЕКТ
беседы по профилактике экстремизма в подростковой среде
ЭКСТРЕМИЗМ - УГРОЗА ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.
Задачи:
1. Воспитательная задача: сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.
2. Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели.
3. Развивающая задача: развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений учащихся; формировать умение работать в группах.
Оборудование:
Проектор.
Компьютер.
Презентация (сопровождает весь урок).
Ход беседы.
I. Вступительное слово.
(Слайд 1)
Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И сегодня в мире все чаще и чаще говорят о проблеме экстремизма и терроризма. Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов. Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих.
Итак, как вы понимаете значение слова «экстремизм»? (Ответы детей).
II. Экстремизм и его виды.
(Слайд 2)
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus - крайний) - это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
(Слайд 3)
Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).
(Слайд 4)
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.
Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?
Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.
III. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Но нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
(Слайд 5)
IV. Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
(Слайд 6)
Терроризм - последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Суть терроризма - насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.
Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.
И мне хотелось сегодня вспомнить лишь немногие теракты, которые за последние 20 лет потрясли нашу страну. Только вдумайтесь в число невинно пострадавших во время терактов.
(Слайд 7-22)
Захват больницы в Буденновске.
Захват около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан).
Взрыв в девятиэтажном жилом доме в Каспийске.
В сентябре 1999 года взрывы в жилых домах прогремели во многих городах России: в дагестанском Буйнакске, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в Москве, в городе Волгодонск Ростовской области.
2000 год. Взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы.
2001 год. Почти одновременные взрывы заминированных автомобилей в городах Минеральные Воды и Ессентуки и в деревне Адыге-Хабл в Карачаево-Черкессии.
9 мая 2002 года. Взрыв в центре дагестанского города Каспийск, где проходили торжества по случаю Дня Победы.
23 октября 2002 года. Москва - Норд-Ост. Захват более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке чеченскими сепаратистами.
2003 год. Взрыв в переполненной студентами электричке, шедшей по маршруту Кисловодск - Минеральные воды, неподалеку от города Ессентуки.
Первое сентября 2004 года террористический акт в школе №1 в городке Беслан. В результате последовавшего штурма погибли 334 человека, 186 из которых - дети.
2010 год. Взрывы на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры».
3 апреля 2017 года. Теракт в Петербургском метрополитене на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт».
Давайте почтим память всех жертв теракта минутой молчания.
V. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
VI. Портрет экстремиста - террориста
А сейчас давайте попробуем представить себе портрет экстремиста - террориста.
(Работа в группах) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.
(Слайд 23)
а). молодые люди от 14 до 22 лет (в редких случаях до 25-30 лет) - Мовсар Бараев - 23 года, захвативший заложников на Дубровке;
б). агрессивные;
в). жестокие;
г). предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;
д). стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;
е). нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;
ж). лишены родительской заботы;
з). познали раннее унижение;
и). низкий уровень образования и общей культуры;
к). стереотипное мышление;
л). искаженное представление об историческом прошлом.
Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.
(Слайд 24 - ролик)
А как вы думаете, почему именно молодые люди становятся экстремистами?
Возможные ответы: В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
VII. Способы вербовки и как не стать жертвой
А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?
Возможные ответы: Через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Мессенджеры: WhatsApp и Viber. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.
Наверное, вы слышали о Варваре Карауловой, которая со своими вербовщиками познакомилась через WhatsApp (Слайд 25) и мы уже говорили с вами о 20-летней бердчанки Валерии Старостенко, которая была завербована радикальными исламистами, и втайне от родителей пыталась сбежать в Сирию. Она была задержана сотрудниками ФСБ и приговорена к трём годам лишения свободы.
Сейчас в интернете стоят специальные программы-роботы (боты), которые отслеживают такие высказывания: «Жить не хочется», «Надоело, ненавижу это государство», «Убил бы всех» и т.п. и дают специальную команду.
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в ИГИЛ, или другую вредную во всех смыслах организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях - это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях - таких великое множество)…
Вербовщики - специально обученные люди (хотя, и необязательно профи), во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать)…
Я не могу не согласиться с настоятелем Собора во Имя Святого Благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске, протоиреем Александром Новопашиным, что «на сегодня одиночество - это главный союзник профессиональных вербовщиков».
И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?
Возможные ответы:
1. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
2. Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: «Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай...».
3. Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам «стучится» новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!
4. Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
5. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
6. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
7. Не верьте простым и ярким обещаниям.
8. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.
(Слайд 26)
Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
А сейчас я хочу, чтобы вы написали, была ли для вас наша беседа полезной или нет, что нового вы узнали, или может, какой-то совет дали бы своим одноклассникам и сверстникам.
У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Это тяжелая ноша ответственности за последствия.
(Слайд 27) Выбирай будущее сам!
Преподаватель-организатор ОБЖ
____________ Моисеев Ю.М.
|