С 7 по 22 июня в рамках деятельности Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевого института инновационного образования" (ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования») состоялся «Инициативно-проектный марафон», в котором приняли участие 27 образовательных учреждений-соисполнителей проекта.
Инициативно-проектный марафон представляет собой региональную дискуссионную площадку, форму организации экспонирования, экспертизы и обсуждения инновационных проектных инициатив от определения дискуссионной рамки и презентации концептуальных идей к рефлексивно-экспертной дискуссии.
Решение о проведении инициативно-проектного марафона было принято на конференции «StartUp Проектно-сетевого института инновационного образования», состоявшейся 24 мая 2012 года.
Основной идеей инициативно-проектного марафона стала организация процессов позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности, связанных с построением смыслового контекста научно-профессионального партнерства организаций-соисполнителей сетевого проекта.
Содержательные аспекты «проблемного поля» данного «события» были сформулированы в виде следующих вопросов:
- в рамках какого приоритетного направления деятельности ФИП представлен инновационный проект?
- на решение какой проблемы построения практики инновационного образования направлено инновационное предложение образовательного учреждения?
- в чем принципиальная новизна предложенного способа решения проблемы?
- какой результат (продукт) предполагается получить на выходе?
Дискуссионное обсуждение позволило четко очертить зоны ответственности образовательных учреждений Нижегородской области в реализации приоритетных направлений инновационной деятельности Федеральных инновационных площадок, определенных Министерством образования и науки РФ.
Проектные инициативы образовательных учреждений, обсуждаемые в рамках Марафона, были сгруппированы следующим образом:
1. Новое содержание образования и формы его освоения.
1.1. Разработка технологии индивидуализации образования на этапе основной и старшей ступени и его тьюторского сопровождения.
1.2. Разработка нормативных документов, регламентирующих обучение по индивидуальным образовательным программам организации профессиональных проб лицеиста.
1.3. Разработка типологии новых форм учебных занятий как образовательных антропопрактик
1.4. Разработка системно-дидактического комплекса проектирования и сценирования новых форм учебных занятий в рамках ФГОС общего образования
2. Разработка моделей управления образованием.
2.1. Разработка матричной модели управления лицеем как образовательной организацией
2.2. Разработка кластерной модели управления образовательным процессом, ориентированного на подготовку научно-инженерных кадров нового поколения.
2.3. Разработка модели взаимодействующего типа управления на основе принципов саморегулирования и социального партнерства.
3. Развитие сети образовательных учреждений.
3.1. Разработка технологии клубных форм работы и сетевого взаимодействия учреждений для организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы.
4. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей
4.1. Разработка моделей развивающего лицейского образования для одаренных и талантливых детей.
5. Воспитание и здоровьесбережение в образовании.
5.1. Проектирование внеурочных форм организации учебной деятельности в образовательный процесс сельской школы.
5.2. Разработка моделей и методик социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка.
6. Информационные технологии в образовании.
6.1. Разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации обучения.
6.2. Создание корпоративного портала школьной эпистемотеки как уникальной модели обучения в ИКТ-насыщенной информационной среде.
6.3. Разработка форм и методов проектно - ориентированного обучения в условиях электронной среды класса и школы.
7. Новые модели и механизмы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере образования.
7.1. Разработка и апробация возрастно-сообразной модели образовательной деятельности педагогов на всех ступенях школьного образования.
7.2. Разработка программы подготовки тьюторов и консультантов для организации системы оценки результатов образовательной деятельности обучающихся на всех ступенях школьного образования.
7.3. Разработка индивидуализированных моделей профессионального развития педагогов.
7.4. Разработка модели стажировочной площадки как «института» постоянного повышения квалификации педагогов и управленческих кадров.
В пространстве со-бытийной Встречи субъектов инновационной деятельности были организованы региональные экспозиционные площадки по обозначенным направлениям, на которых проходили мастер-классы и педагогические студии, презентирующие образцы обсуждаемых инновационных практик. Особый интерес вызвали экспозиционные площадки, на которых свои проектные инициативы представляли учащиеся образовательных учреждений – соисполнителей ФИП.
24 мая 2012 года в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» состоялась региональная конференция, на которой обсуждались вопросы организации деятельности федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
Работу конференции возглавил заместитель председателя Управляющего Совета Проектно-сетевого института инновационного образования, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Николай Юрьевич Бармин. В своем докладе выступающий обозначил организационно-правовую форму деятельности Проектно-сетевого института инновационного образования как некоммерческую организацию, подчеркнув особую роль образовательных учреждений как системообразующего узла проектно-сетевого взаимодействия. Главным показателем эффективности деятельности Проектно-сетевого института инновационного образования должны стать подлинно инновационные продукты, ориентированные на построение принципиально новой образовательной практики. По окончании выступления ректором были торжественно вручены руководителям образовательных учреждений – лидеров инновационного движения в региональной системе образования - сертификаты, удостоверяющие вхождение в состав участников Проектно-сетевого института инновационного образования.
Участников конференции в День славянской письменности и культуры приветствовал Слободчиков В.И., профессор, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, г. Москва.
Научный руководитель проекта Игнатьева Г.А., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО в своем выступлении обратила внимание на механизм развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, указала на роль и место Проектно-сетевого института инновационного образования и обозначила организационно-содержательную «линию жизни» федеральной инновационной площадки.
В работе конференции приняли участие линейные руководители метапроектов Проектно-сетевого института инновационного образования: Л.А. Шевцова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой информационных технологий; О.С. Гладышева доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании; С.А. Фадеева, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования; Н.А. Шобонов, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и практики управления.
Общественную значимость создания Проектно-сетевого института подчеркнул в своем выступлении депутат городской думы г. Нижнего Новгорода И.М. Богданов.
Участники федеральной инновационной площадки получили пакет документов по организации их деятельности, в том числе дорожную карту реализации инновационных предложений образовательных учреждений на 2012 – 2013 гг.